Сделать восьмиполосный эквалайзер своими руками. Эквалайзер на заднее стекло и его установка Что собой представляет эквалайзер и зачем он необходим

Ниже приведены принципиальные схемы и статьи по тематике "эквалайзер" на сайте по радиоэлектронике и радиохобби сайт .

Что такое "эквалайзер" и где это применяется, принципиальные схемы самодельных устройств которые касаются термина "эквалайзер".

Отличительной чертой этого эквалайзера является отсутствие переменных резисторов, как таковых. Вместо них используется электронный регулятор громкости на микросхеме KA2250 фирмы Samsung. Микросхема имеет очень низкие искажения и ступенчатую регулировку выходного сигнала (32 ступени по 2дБ) осуществляемую нажатием на кнопки "Down" или "Up". Этот эквалайзер выполнен на двух операционных усилителях. Оба ОУ включены по схеме инвертирующих усилителей, когда входной сигнал и сигнал обратной связи подают на инвертирующие входы, а неинвертирующие входы усилителей заземляются. Переключателем S1 можно изменять... Пятиполосный активный регулятор тембра состоит из эмиттерного повторителя на транзисторе V1, пяти активных полосовых фильтров Z1 - Z5 и основного усилителя на транзисторах... Устройство выполнено на двух операционных усилителях, объединенных в общем корпусе. Входной каскад на DA1.1 представляет собой повторитель с большим входным сопротивлением и согласует работу источников сигнала с пассивными фильтрами. Полосовые фильтры с центральными частотами... Пульт предназначен для взыскательных Hi-Fi любителей, которые делают записи студийного типа. Микшерный пульт состоит из трех основных схем: предусилителя, смесителя и усилителя с частотной коррекцией, так что он в сущности представляет собой хороший стереопредусилитель... Двенадцатиканальный микшерский пульт выполнен на элементной базе, применяемой в современной бытовой аппаратуре. В каждом канале пульта имеются отдельные регуляторы громкости, тембра низких и высоких частот, уровня сигнала, поступающего на ревербератор. В устройстве есть и общие... Ссылаясь на высокий уровень качества звеньев современного стереокомплекса, многие меломаны утверждают, что регулятор тембра не нужен вообще, что вполне достаточно иметь тонкомпенсирован-ный регулятор громкости с отключаемой тонкоррекцией. Во-первых... Двухканальный пятиполосный графический эквалайзер с регулировкой громкости и баланса. Эквалайзер разработан для применения в переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре среднего и высокого классов. Назначение выводов микросхемы СХА1352AS ... BA3824LS — интегральный 5(или 4)-полосный эквалайзер. Предназначен для регулировки тембра в четырех диапазонах. Полоса частот для каждого канала независимо устанавливается внешними конденсаторами. Применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре... ВА3822 - семейство интегральных 5-полосных эквалайзеров. Предназначены для регулировки тембра в пяти диапазонах. Частоты регулировки для каждого канала устанавливаются внешними конденсатарами. Применяется в автомобильной, переносной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре... Микросхема LA3600 применяется в автомобильной и переносной звуковоспроизводящей аппаратуре. Предназначен для регулировки тембра в пяти диапазонах. Особенности: 5-полосный эквалайзер на одной микросхеме; частоты... Мы уже говорили, что очень важным в формировании звука является его частотная обработка. Каждый элемент линейки эффектов вносит свою частотную коррекцию в общий сигнал и правильный выбор АЧХ определяет, как будет звучать ваша гитара. Для этих целей... Схема многополосного графического эквалайзера приведена ниже. Каждый из полосовых фильтров Zr..Zn выполнен по одинаковой схеме операционного звена 2-го порядка с многопетлевой ОС и отличается только значениями емкостей С1 и С2. ... Отличительная особенность устройства — малый уровень собственных шумов и нелинейных искажений, а также малая неравномерность АЧХ при установке полосовых регуляторов в одинаковое положение и «гладкость» ее при установке регуляторов в разные положения (АЧХ не имеетне имеет «волнистости», присущей АЧХ большинства подобных устройств) ... В аппаратуре высокого качества часто используются графические корректоры (эквалайзеры), позволяющие произвольное формирование частотной характеристики акустического усилителя. В целом акустическом диапазоне выделяются несколько полос вокруг известныхчастот, которые могут быть усилены или заглушены... Микросхема BA3812L представляет собою пятиканальный эквалайзер. Напряжение питания = 3,5...16В; Коэффициент нелинейных искажений = 0,01%; Диапазон регулировки коэффициента передачи = ±12 дБ; Диапазон рабочих температур = -25...+75°C. Цоколевка микросхемы Назначение... Микросхема BA3840 представляет собою стереофонический эквалайзер с предварительной установкой. Напряжение питания = 1,7...3,6 В; Четыре вида АЧХ, выбираемые подачей постоянного напряжения на входы управления; Диапазон рабочих температур = -10...+55 С. Цоколевка микросхемы Назначение... Эквалайзер - это многополосный регулятор тембра, электронное устройство, которое позволяет выполнять регулировку амплитуды сигнала для нескольких полос частот звукового сигнала. Эквалайзеры применяются в высококачественной звуковой и аудио аппаратуре, позволяют улучшить качество звучания путем... В аудиотехнике широко применяются фильтры для разделения всего спектрапоступающего на вход усилителя аудиосигнала на несколько полос. Это нужно, если в системе предусмотрена многоканальная, многополосная схема обработки аудиосигнала, например, чтобы выделить общий низкочастотный монофонический... Принципиальная схема самодельного эквалайзера на 10 полос, построен на основе операционных усилителей. Эквалайзер предназначен для регулировки частотной характеристики УНЧ, в котором он применяется, в десяти полосах с центральными частотами: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 ...

Эквалайзер на заднее стекло

Эквалайзер на заднее стекло входит в число технологических новинок, предлагаемых автомобилисту современным рынком. Такие инновации всегда пригодятся во время езды.
Авто эквалайзер на стекло позволит добавить машине определённой элегантности, а также изысканности. Многие автомобилисты слышали об эквалайзере, но о темброблоке далеко не все.

Примечание. Эквалайзер и темброблок – это одно и тоже, просто последний вариант является, с научной точки зрения, более правильным названием.

Что собой представляет эквалайзер и зачем он необходим

Вот на чем хотелось бы акцентировать внимание читателя:

  • Эквалайзер (темброблок) представляет собой программу для бортового компьютера автомобиля, которая отвечает за регулирование качества, а также громкости звука. Это, в свою очередь, отражается на конечном качестве звучания песни или мелодии в салоне;
  • Эквалайзер(см.) функционирует автоматически и очень прост в управлении. Также он отражает визуально динамическую характеристику воспроизводимого звука;
  • Пульсирующая звуковая панель на заднем стекле автомобиля приводит всех в приятный шок. При этом дополнительно увеличится дальность видения автомобиля ночью другими участниками движения, что отразится положительно на безопасности.

Возможности темброблока

К ним можно отнести следующие:

  • Эквалайзер имеет три цветовых базовых вариации, а именно: неоновую, красную, а также ярко зеленую;
  • Существует также возможность создать определенную комбинацию цветовой гаммы непосредственно под заказ автомобилиста;
  • Если есть желание, можно создать дополнительные визуальные эффекты в виде надписей, рисунков и т.п.

Перечень компонентов, которые должны входить в комплект темброблока для заднего автомобильного стекла

Вот они:

  • Пластина, выполненная в виде электролюминесценции;
  • Провод для соединения всех контактов;
  • Адаптер;
  • Управленческий блок;
  • Полноценная инструкция с детальным описанием.

Установка

Итак, непосредственно сам процесс самостоятельной установки эквалайзера выгладит так:

  • Первостепенно нужно прочитать предлагающуюся к темброблоку инструкцию с детальным описанием, что крайне важно. Однако, большинство автомобилистов к ней относятся невнимательно;
  • Вначале необходимо выполнить приклейку эквалайзера(см.) непосредственно к заднему стеклу автомобиля;
  • Для этого снимается защитная пленка. Она расположена с боков пластин. Затем, с внутренней стороны стекла нужно установить пленки, причем делать это не спеша.

Примечание. Защитная пленка с легкостью приклеивается даже на стекло с тонировкой, поэтому об этом волноваться не стоит. Важно её просто ровно наклеить, без каких-либо перекосов.

Продолжаем:

  • Тонировку снять нетрудно: она легко отклеивается и практически не оставляет следов. В этом случае, необходимо будет создать отметки её границ на стекле;
  • Темброблок должен быть размещён строго по центру, без сдвигов в какую-либо из сторон.

Примечание. Эквалайзер необходимо приклеить таким образом, чтобы были видны все знаки, расположенные в виде наклеек на заднем стекле автомобиля.

  • Пластина содержит разъём для подключения в своём нижнем углу;
  • Сначала кабель нужно подключить к блоку с питанием, а затем, непосредственно к разъёму, расположенному на пластине;
  • Прикуриватель автомобиля содержит гнездо, предназначенное для подсоединения блока питания;
  • Необходимо помнить, что прикуриватель во время работы эквалайзера будет занят и возможности подключить детекторный радар или видеорегистратор больше не будет. Хотя вышеописанную проблему можно решить за счёт подключения дополнительных разъёмов для входа.

Примечание. Существует также возможность выполнить подключение эквалайзера непосредственно к проводке, а не через прикуриватель, как это зачастую принято на практике. Для этого нужно хорошо разбираться в электрике. В автосервисе за такую процедуру запросят не более 500 рублей, так что можно и не заморачиваться.

Еще надо знать следующее:

  • Магнитофон и эквалайзер соединять между собой не стоит;
  • После подключения темброблока можно считать процесс завершенным. Что касается регулирования управленческого блока, то осуществить это нетрудно и после, сразу можно слушать музыку.

Меры предосторожности, которые необходимо учитывать при монтаже

Вот они:

  • Работоспособность эквалайзера, при заказе его через интернет, необходимо тщательно, в присутствии курьера, проверять, так как в случае, если произойдёт поломка пластин, их восстановить с практической точки зрения будет невозможно;
  • Также обязательно нужно проверить наличие специализированного токопроводящего клея, иначе токопроводящие дорожки сломаются;
  • Всегда нужно вынимать штекер блока питания из сети, так как эквалайзер будет частенько автоматически включаться;
  • Визуальные столбики реагируют на любой звук в салоне автомобиля (в том числе, даже на негромкий разговор). Об этом важно помнить!

Эквалайзер для заднего стекла автомобиля сможет существенным образов поднять имидж легкового автомобиля за счёт своего визуального оформления. Цена вопроса самостоятельной установки невысока и поэтому, её сможет позволить осуществить каждый автомобилист.
Работа своими руками и внимательное ознакомление с инструкцией позволит выполнить всё быстро и в должном качестве. Так же важно использовать фото и видео - материалы, чтобы нигде не запутаться, тем более, если данная манипуляция осуществляется впервые.


Построение эквалайзера с предусилителем для акустики. В роли датчика выступит пьезовая пищалка от... чего-нибудь. Конечно - всегда можно купить и не парить себе мозги. Но так не интересно. Мы, прожженные мастера паяльного дела, не любим платить деньги за то, что можем сделать сами.

Схема на эквалайзер есть, печатка тоже, нет там только предусилителя, но под него есть куча места. И мне нужна ваша поддержка, чтобы самому правильно захренячить этот предусилитель.

Предусилитель планируется на TL072. тл-ка уже есть, книжку читаю про двухкаскадные усилители. Двухкаскадные потому, что в TL072 два полевых транзистора внутри (правильно?), и в виду этого мы будем усиливать звук последовательно двумя каскадами.

Собственно информация по эквалайзеру:

Технические характеристики:

2. Входное напряжение - до 500 мВ

3. Выходное напряжение - до 10 мВ

4. Рабочая полоса частот - от 10 Гц до 25 кГц

5. Диапазон регулировки тембра - от -12 дБ до +12 дБ

6. Коэффициент гармонич. искажений - 0.05%

7. Ток потребления - от 10 мА до 12 мА

8. Отношение сигнал/шум - 80 дБ

9. Коэффициент усиления - 1

10. Входное сопротивление - 100 кОм

11. Выходное сопротивление - 10 кОм

Описание схемы

«Сердцем» данного эквалайзера является специализированная микросхема BA3822, выпускаемая компанией ROHM. BA3822LS, BA3822FS, BA3823LS и BA3824LS представляют собой монолитные пяти полосные стерео графические эквалайзеры. Таким образом, имеется два независимых канала с 5-ю регулировочными узлами тембра на каждый канал. Стандартная схема включения микросхемы представлена на рис. 3. Данная микросхема характеризуется широким диапазоном питающих напряжений (3.5 В - 14 В) и способностью не перегружаться при подъеме всех частотных регулировок.

Меня же заинтересовала следующая схема (рис. 1). Во-первых, добавлена дополнительная регулировка тембра на частоте 30 Гц. Во вторых, есть возможность изготовить два независимых эквалайзера на одной микросхеме, используя «левый» и «правый» канал стереовхода. Для гитары (тем более - бас гитары), по-моему, это находка. Можно реализовать различные коммутации своих примочек с разными настройками тембра и получать неповторимое J звучание своего инструмента.

Рис. 1. Схема 2-х канального 6-ти полосного эквалайзера.

На самом деле, можно еще более все упростить, убрав элементы второго канала. Получим схему, содержащую не так много элементов (рис. 2).


Рис. 2. Схема 1-канального 6-ти полосного эквалайзера.

Принцип действия не замысловат - микросхема имеет несколько операционных усилителей и совместно с внешними резисторами и конденсаторами осуществляет частотную (ЗЧ) регулируемую избирательность. Транзисторы VT1, VT2 выполняют роль входных буферов. Сигнал на выходе схемы необходимо усиливать.

Конструкция:

Далее приведена односторонняя печатная плата (рис. 4) размерами 45х70 мм, соответствующая схеме рис. 1. «Пустые» места в конструкции п/платы обусловлены расположением внутренних компонентов (разъемов) моего гитарного эффекта. Кстати, на этой площади вполне уместится микросхемка TL062 и парочка (парочка парочек, если быть точным) дополнительных резисторов, дабы предварительно усилить сигнал.

Я использовал переменные резисторы типа F09125G фирмы Polyshine Holdings, но никто не мешает Вам использовать и любые другие, например движковые - NSL102N (по каталогу магазина «Chip-Dip»). Микросхема BA3822 в тип-размере SZIP24 (рис. 3). Резисторы мощностью 0.25 Вт (R19, R20 устанавливать вертикально), конденсаторы номинальным напряжением 16В...50В. Никаких настроек и дополнительных требований - нет.

На одном из чешских сайтов (язык статьи определил GOOGLE переводчик) был найден проект 10-ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL074. На пяти микросхемах собраны ячейки фильтров, и одна на входе в качестве предварительного усилителя входного сигнала. Ячейки фильтров все одинаковые, разница только в номиналах емкостей, задающих диапазон регулировки частоты. Полосы частот следующие: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 кГц, 8 кГц и 16 кГц. В схеме организован BYPASS, дающий возможность пропустить на выход не фильтрованный сигнал. В качестве переключателя можно применить реле, кнопку или тумблер на 2 группы переключающихся контактов. Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом. Принципиальная схема эквалайзера на 10 полос показана на изображении ниже:

По этим картинкам была возсоздана печатка в программе Sprint Layout 6. Далее представлен вид LAY6 формата и фото-вид печатной платы:

Обращаем внимание, на принципиальной схеме отсутствуют номиналы элементов, но все они показаны на печатной плате, поэтому перерисовывать схему мы не стали, проблем возникнуть не должно. В плате были найдены недочеты, они исправлены, архив и изображения в статье обновлены. На слое K1 (синий) показаны места установки перемычек, которые можно сделать тонким проводом в изоляции.

Блок питания схемы эквалайзера двухполярный (±15 Вольт). Собрать можно самый простой на двух интегральных стабилизаторах 7815 и 7915, например, по такой схеме:

Собрав блок питания убедитесь, что между плечами нет перекоса по напряжению.

Печатка на этот БП выглядит так:

LAY6 формат платы блока питания так же вложен в архив с материалами по эквалайзеру. Скачать архив можно по прямой ссылке с нашего сайта. Размер архива – 1 Mb.

16.03.1918г.

По просьбе читателей привожу список элементов схемы эквалайзера (без блока питания):

Микросхемы:

TL074 – 6 шт.

Резисторы:

10k / 0,25W – 44 шт.
1M / 0,25W – 40 шт.
1k / 0,25W – 2 шт.
47k / 0,25W – 26 шт.
2k2 / 0,25W – 20 шт.
POT B100k двойной – 10 шт.
POT B10k двойной – 1 шт.

Конденсаторы:

360p – 2 шт.
36p – 2 шт.
680p – 2 шт.
68p – 2 шт.
1n5 – 2 шт.
150p – 2 шт.
2n7 – 2 шт.
270p – 2 шт.
5n6 – 2 шт.
560p – 2 шт.
12n – 2 шт.
1n2 – 2 шт.
22n – 2 шт.
2n2 – 2 шт.
47n – 2 шт.
4n7 – 2 шт.
100n – 2 шт.
10n – 2 шт.
180n – 2 шт.
18n – 2 шт.
33p – 5 шт.
47n – 12 шт.
4m7 неполярный – 2 шт.

Остальное:

S1 – переключатель байпас/эквалайзер на 2 группы переключающихся контактов – 2 шт.
Разъем 3 Pin 5 mm (вход, выход, питание) – 3 шт.
Панельки для микросхем 14 Pin – 6 шт.

Плата 10 полосного эквалайзера в сборе:

Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.


Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.


Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.


Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.


Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.


Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.


Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.

Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по "краям" перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.


Рисунок 30 Регулировка 30 Гц


Рисунок 31 Регулировка 90 Гц


Рисунок 32 Регулировка 200 Гц


Рисунок 33 Регулировка 700 Гц


Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 35 Регулировка ВЧ

Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.

Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь - данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).


Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало - измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).


Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая - ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).


Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).


Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов "укороченного" эквалайзера.

Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).

В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах) . Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.


Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки - до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики "волн" будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.


Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.


Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.

Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

Частоты, которые полезно помнить

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП: