S файл. Открыть файл с помощью функции open
Файлы позволяют пользователю считывать большие объемы данных непосредственно с диска, не вводя их с клавиатуры. Существуют два основных типа файлов: текстовые и двоичные .
Текстовыми называются файлы, состоящие из любых символов. Они организуются по строкам, каждая из которых заканчивается символом «конца строки» . Конец самого файла обозначается символом «конца файла» . При записи информации в текстовый файл, просмотреть который можно с помощью любого текстового редактора, все данные преобразуются к символьному типу и хранятся в символьном виде.
В двоичных файлах информация считывается и записывается в виде блоков определенного размера, в которых могут храниться данные любого вида и структуры.
Для работы с файлами используются специальные типы данных, называемые потоками. Поток ifstream служит для работы с файлами в режиме чтения, а ofstream в режиме записи. Для работы с файлами в режиме как записи, так и чтения служит поток fstream .
В программах на C++ при работе с текстовыми файлами необходимо подключать библиотеки iostream и fstream .
Для того чтобы записывать данные в текстовый файл, необходимо:
- описать переменную типа ofstream .
- open .
- вывести информацию в файл.
- обязательно закрыть файл.
Для считывания данных из текстового файла, необходимо:
- описать переменную типа ifstream .
- открыть файл с помощью функции open .
- считать информацию из файла, при считывании каждой порции данных необходимо проверять, достигнут ли конец файла.
- закрыть файл.
Запись информации в текстовый файл
Как было сказано ранее, для того чтобы начать работать с текстовым файлом, необходимо описать переменную типа ofstream . Например, так:
ofstream F;
Будет создана переменная F для записи информации в файл. На следующим этапе файл необходимо открыть для записи. В общем случае оператор открытия потока будет иметь вид:
F .open («file» , mode );
Здесь F - переменная, описанная как ofstream , file - полное имя файла на диске, mode - режим работы с открываемым файлом. Обратите внимание на то, что при указании полного имени файла нужно ставить двойной слеш. Для обращения, например к файлу accounts.txt, находящемуся в папке sites на диске D , в программе необходимо указать: D:\\sites\\accounts .txt .
Файл может быть открыт в одном из следующих режимов:
- ios::in - открыть файл в режиме чтения данных; режим является режимом по умолчанию для потоков ifstream ;
- ios::out - открыть файл в режиме записи данных (при этом информация о существующем файле уничтожается); режим является режимом по умолчанию для потоков ofstream ;
- ios::app - открыть файл в режиме записи данных в конец файла;
- ios::ate - передвинуться в конец уже открытого файла;
- ios::trunc - очистить файл, это же происходит в режиме ios::out;
- ios::nocreate - не выполнять операцию открытия файла, если он не существует;
- ios::noreplace - не открывать существующий файл.
Параметр mode может отсутствовать, в этом случае файл открывается в режиме по умолчанию для данного потока.
После удачного открытия файла (в любом режиме) в переменной F будет храниться true , в противном случае false . Это позволит проверить корректность операции открытия файла.
Открыть файл (в качестве примера возьмем файл D:\\sites\\accounts .txt ) в режиме записи можно одним из следующих способов:
После открытия файла в режиме записи будет создан пустой файл, в который можно будет записывать информацию.
Если вы хотите открыть существующий файл в режиме дозаписи, то в качестве режима следует использовать значение ios::app .
После открытия файла в режиме записи, в него можно писать точно так же, как и на экран, только вместо стандартного устройства вывода cout необходимо указать имя открытого файла.
Например, для записи в поток F переменной a , оператор вывода будет иметь вид:
Для последовательного вывода в поток G переменных b , c , d оператор вывода станет таким:
G<
Закрытие потока осуществляется с помощью оператора:
F.close();
В качестве примера рассмотрим следующую задачу.
Задача 1
Создать текстовый файл D:\\sites \\accounts .txt и записать в него n вещественных чисел.
Решение
1 |
#include «stdafx.h»
|
Чтение информации из текстового файла
Для того чтобы прочитать информацию из текстового файла, необходимо описать переменную типа ifstream . После этого нужно открыть файл для чтения с помощью оператора open . Если переменную назвать F , то первые два оператора будут такими:
После открытия файла в режиме чтения из него можно считывать информацию точно так же, как и с клавиатуры, только вместо cin нужно указать имя потока, из которого будет происходить чтение данных.
Например, для чтения данных из потока F в переменную a , оператор ввода будет выглядеть так:
F>>a;
Два числа в текстовом редакторе считаются разделенными, если между ними есть хотя бы один из символов: пробел, табуляция, символ конца строки. Хорошо, когда программисту заранее известно, сколько и какие значения хранятся в текстовом файле. Однако часто известен лишь тип значений, хранящихся в файле, при этом их количество может быть различным. Для решения данной проблемы необходимо считывать значения из файла поочередно, а перед каждым считыванием проверять, достигнут ли конец файла. А поможет сделать это функция F.eof() . Здесь F - имя потока функция возвращает логическое значение: true или false , в зависимости от того достигнут ли конец файла.
Следовательно, цикл для чтения содержимого всего файла можно записать так:
Для лучшего усвоения материала рассмотрим задачу.
Задача 2
В текстовом файле D:\\game\\accounts.txt хранятся вещественные числа, вывести их на экран и вычислить их количество.
Решение
1 |
#include «stdafx.h»
|
На этом относительно объемный урок по текстовым файлам закончен. В следующей статье будут рассмотрены методы манипуляции, при помощи которых в C++ обрабатываются .
Теги: Текстовые файлы, fopen, fclose, feof, setbuf, setvbuf, fflush, fgetc, fprintf, fscanf, fgets, буферизированный поток, небуферизированный поток.
Работа с текстовыми файлами
Р абота с текстовым файлом похожа работу с консолью: с помощью функций форматированного ввода мы сохраняем данные в файл, с помощью функций форматированного вывода считываем данные из файла. Есть множество нюансов, которые мы позже рассмотрим. Основные операции, которые необходимо проделать, это
- 1. Открыть файл, для того, чтобы к нему можно было обращаться. Соответственно, открывать можно для чтения, записи, чтения и записи, переписывания или записи в конец файла и т.п. Когда вы открываете файл, может также произойти куча ошибок – файла может не существовать, это может быть файл не того типа, у вас может не быть прав на работу с файлом и т.д. Всё это необходимо учитывать.
- 2. Непосредственно работа с файлом - запись и чтение. Здесь также нужно помнить, что мы работаем не с памятью с произвольным доступом, а с буферизированным потоком, что добавляет свою специфику.
- 3. Закрыть файл. Так как файл является внешним по отношению к программе ресурсом, то если его не закрыть, то он продолжит висеть в памяти, возможно, даже после закрытия программы (например, нельзя будет удалить открытый файл или внести изменения и т.п.). Кроме того, иногда необходимо не закрывать, а "переоткрывать" файл для того, чтобы, например, изменить режим доступа.
Кроме того, существует ряд задач, когда нам не нужно обращаться к содержимому файла: переименование, перемещение, копирование и т.д. К сожалению, в стандарте си нет описания функций для этих нужд. Они, безусловно, имеются для каждой из реализаций компилятора. Считывание содержимого каталога (папки, директории) – это тоже обращение к файлу, потому что папка сама по себе является файлом с метаинформацией.
Иногда необходимо выполнять некоторые вспомогательные операции: переместиться в нужное место файла, запомнить текущее положение, определить длину файла и т.д.
Для работы с файлом необходим объект FILE. Этот объект хранит идентификатор файлового потока и информацию, которая нужна, чтобы им управлять, включая указатель на его буфер, индикатор позиции в файле и индикаторы состояния.
Объект FILE сам по себе является структурой, но к его полям не должно быть доступа. Переносимая программа должна работать с файлом как с абстрактным объектом, позволяющим получить доступ до файлового потока.
Создание и выделение памяти под объект типа FILE осуществляется с помощью функции fopen или tmpfile (есть и другие, но мы остановимся только на этих).
Функция fopen открывает файл. Она получает два аргумента – строку с адресом файла и строку с режимом доступа к файлу. Имя файла может быть как абсолютным, так и относительным. fopen возвращает указатель на объект FILE, с помощью которого далее можно осуществлять доступ к файлу.
FILE* fopen(const char* filename, const char* mode);
Например, откроем файл и запишем в него Hello World
#include
Функция fopen сама выделяет память под объект, очистка проводится функцией fclose. Закрывать файл обязательно, самостоятельно он не закроется.
Функция fopen может открывать файл в текстовом или бинарном режиме. По умолчанию используется текстовый. Режим доступа может быть следующим
Тип | Описание |
---|---|
r | Чтение. Файл должен существовать. |
w | Запись нового файла. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно. |
a | Запись в конец файла. Операции позиционирования (fseek, fsetpos, frewind) игнорируются. Файл создаётся, если не существовал. |
r+ | Чтение и обновление. Можно как читать, так и писать. Файл должен существовать. |
w+ | Запись и обновление. Создаётся новый файл. Если файл с таким именем уже существует, то его содержимое будет потеряно. Можно как писать, так и читать. |
a+ | Запись в конец и обновление. Операции позиционирования работают только для чтения, для записи игнорируются. Если файл не существовал, то будет создан новый. |
Если необходимо открыть файл в бинарном режиме, то в конец строки добавляется буква b, например “rb”, “wb”, “ab”, или, для смешанного режима “ab+”, “wb+”, “ab+”. Вместо b можно добавлять букву t, тогда файл будет открываться в текстовом режиме. Это зависит от реализации. В новом стандарте си (2011) буква x означает, что функция fopen должна завершиться с ошибкой, если файл уже существует. Дополним нашу старую программу: заново откроем файл и считаем, что мы туда записали.
#include
Вместо функции fgets можно было использовать fscanf, но нужно помнить, что она может считать строку только до первого пробела.
fscanf(file, "%127s", buffer);
Также, вместо того, чтобы открывать и закрывать файл можно воспользоваться функцией freopen, которая «переоткрывает» файл с новыми правами доступа.
#include
Функции fprintf и fscanf отличаются от printf и scanf только тем, что принимают в качестве первого аргумента указатель на FILE, в который они будут выводить или из которого они будут читать данные. Здесь стоит сразу же добавить, что функции printf и scanf могут быть без проблем заменены функциями fprintf и fscanf. В ОС (мы рассматриваем самые распространённые и адекватные операционные системы) существует три стандартных потока: стандартный поток вывода stdout, стандартный поток ввода stdin и стандартный поток вывода ошибок stderr. Они автоматически открываются во время запуска приложения и связаны с консолью. Пример
#include
Ошибка открытия файла
Если вызов функции fopen прошёл неудачно, то она возвратит NULL. Ошибки во время работы с файлами встречаются достаточно часто, поэтому каждый раз, когда мы окрываем файл, необходимо проверять результат работы
#include
Проблему вызывает случай, когда открывается сразу несколько файлов: если один из них нельзя открыть, то остальные также должны быть закрыты
FILE *inputFile, *outputFile; unsigned m, n; unsigned i, j; inputFile = fopen(INPUT_FILE, READ_ONLY); if (inputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", INPUT_FILE); getch(); exit(3); } outputFile = fopen(OUTPUT_FILE, WRITE_ONLY); if (outputFile == NULL) { printf("Error opening file %s", OUTPUT_FILE); getch(); if (inputFile != NULL) { fclose(inputFile); } exit(4); } ...
В простых случаях можно действовать влоб, как в предыдущем куске кода. В более сложных случаях используются методы, подменяющиее RAII из С++: обёртки, или особенности компилятора (cleanup в GCC) и т.п.
Буферизация данных
Как уже говорилось ранее, когда мы выводим данные, они сначала помещаются в буфер. Очистка буфера осуществляется
- 1) Если он заполнен
- 2) Если поток закрывается
- 3) Если мы явно указываем, что необходимо очистить буфер (здесь тоже есть исключения:)).
- 4) Также очищается, если программа завершилась удачно. Вместе с этим закрываются и все файлы. В случае ошибки выполнения этого может не произойти.
Форсировать выгрузку буфера можно с помощью вызова функции fflush(File *). Рассмотрим два примера – с очисткой и без.
#include
Раскомментируйте вызов fflush. Во время выполнения откройте текстовый файл и посмотрите на поведение.
Буфер файла можно назначить самостоятельно, задав свой размер. Делается это при помощи функции
Void setbuf (FILE * stream, char * buffer);
которая принимает уже открытый FILE и указатель на новый буфер. Размер нового буфера должен быть не меньше чем BUFSIZ (к примеру, на текущей рабочей станции BUFSIZ равен 512 байт). Если передать в качестве буфера NULL, то поток станет небуферизированным. Можно также воспользоваться функцией
Int setvbuf (FILE * stream, char * buffer, int mode, size_t size);
которая принимает буфер произвольного размера size. Режим mode может принимать следующие значения
- _IOFBF - полная буферизация. Данные записываются в файл, когда он заполняется. На считывание, буфер считается заполненным, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
- _IOLBF - линейная буферизация. Данные записываются в файл когда он заполняется, либо когда встречается символ новой строки. На считывание, буфер заполняется до символа новой строки, когда запрашивается операция ввода и буфер пуст.
- _IONBF – без буферизации. В этом случае параметры size и buffer игнорируются.
Пример: зададим свой буфер и посмотрим, как осуществляется чтение из файла. Пусть файл короткий (что-нибудь, типа Hello, World!), и считываем мы его посимвольно
#include
Видно, что данные уже находятся в буфере. Считывание посимвольно производится уже из буфера.
feof
Функция int feof (FILE * stream); возвращает истину, если конец файла достигнут. Функцию удобно использовать, когда необходимо пройти весь файл от начала до конца. Пусть есть файл с текстовым содержимым text.txt. Считаем посимвольно файл и выведем на экран.
#include
Всё бы ничего, только функция feof работает неправильно... Это связано с тем, что понятие "конец файла" не определено. При использовании feof часто возникает ошибка, когда последние считанные данные выводятся два раза. Это связано с тем, что данные записывается в буфер ввода, последнее считывание происходит с ошибкой и функция возвращает старое считанное значение.
#include
Этот пример сработает с ошибкой (скорее всего) и выведет последний символ файла два раза.
Решение – не использовать feof. Например, хранить общее количество записей или использовать тот факт, что функции fscanf и пр. обычно возвращают число верно считанных и сопоставленных значений.
#include
Примеры
1. В одном файле записаны два числа - размерности массива. Заполним второй файл массивом случайных чисел.
#include
2. Пользователь копирует файл, при этом сначала выбирает режим работы: файл может выводиться как на консоль, так и копироваться в новый файл.
#include
3. Пользователь вводит данные с консоли и они записываются в файл до тех пор, пока не будет нажата клавиша esc. Проверьте программу и посмотрите. как она себя ведёт в случае, если вы вводите backspace: что выводится в файл и что выводится на консоль.
#include
4. В файле записаны целые числа. Найти максимальное из них. Воспользуемся тем, что функция fscanf возвращает число верно прочитанных и сопоставленных объектов. Каждый раз должно возвращаться число 1.
#include
Другое решение считывать числа, пока не дойдём до конца файла.
#include
5. В файле записаны слова: русское слово, табуляция, английское слово, в несколько рядов. Пользователь вводит английское слово, необходимо вывести русское.
Файл с переводом выглядит примерно так
Солнце sun
карандаш pen
шариковая ручка pencil
дверь door
окно windows
стул chair
кресло armchair
и сохранён в кодировке cp866 (OEM 866). При этом важно: последняя пара cлов также заканчивается переводом строки.
Алгоритм следующий - считываем строку из файла, находим в строке знак табуляции, подменяем знак табуляции нулём, копируем русское слово из буфера, копируем английское слово из буфера, проверяем на равенство.
#include
6. Подсчитать количество строк в файле. Будем считывать файл посимвольно, считая количество символов "\n" до тех пор, пока не встретим символ EOF. EOF - это спецсимвол,
который указывает на то, что ввод закончен и больше нет данных для чтения. Функция возвращает отрицательное значение в случае ошибки.
ЗАМЕЧАНИЕ: EOF имеет тип int, поэтому нужно использовать int для считывания символов. Кроме того, значение EOF не определено стандартом.
#define _CRT_SECURE_NO_WARNINGS
#include
Ru-Cyrl 18- tutorial Sypachev S.S. 1989-04-14 [email protected] Stepan Sypachev students
Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик
Для удобства обращения информация в запоминающих устройствах хранится в виде файлов.
Файл – именованная область внешней памяти, выделенная для хранения массива данных. Данные, содержащиеся в файлах, имеют самый разнообразный характер: программы на алгоритмическом или машинном языке; исходные данные для работы программ или результаты выполнения программ; произвольные тексты; графические изображения и т. п.
Каталог (папка , директория ) – именованная совокупность байтов на носителе информации, содержащая название подкаталогов и файлов, используется в файловой системе для упрощения организации файлов.
Файловой системой называется функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами. Примерами файловых систем являются FAT (FAT – File Allocation Table, таблица размещения файлов), NTFS, UDF (используется на компакт-дисках).
Существуют три основные версии FAT: FAT12, FAT16 и FAT32. Они отличаются разрядностью записей в дисковой структуре, т.е. количеством бит, отведённых для хранения номера кластера. FAT12 применяется в основном для дискет (до 4 кбайт), FAT16 – для дисков малого объёма, FAT32 – для FLASH-накопителей большой емкости (до 32 Гбайт).
Рассмотрим структуру файловой системы на примере FAT32.
Файловая структура FAT32
Устройства внешней памяти в системе FAT32 имеют не байтовую, а блочную адресацию. Запись информации в устройство внешней памяти осуществляется блоками или секторами.
Сектор – минимальная адресуемая единица хранения информации на внешних запоминающих устройствах. Как правило, размер сектора фиксирован и составляет 512 байт. Для увеличения адресного пространства устройств внешней памяти сектора объединяют в группы, называемые кластерами.
Кластер
– объединение нескольких секторов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Основным свойством кластера является его размер, измеряемый в количестве секторов или количестве байт.
Файловая система FAT32 имеет следующую структуру.
Нумерация кластеров, используемых для записи файлов, ведется с 2. Как правило, кластер №2 используется корневым каталогом, а начиная с кластера №3 хранится массив данных. Сектора, используемые для хранения информации, представленной выше корневого каталога, в кластеры не объединяются.
Минимальный размер файла, занимаемый на диске, соответствует 1 кластеру.
Загрузочный сектор начинается следующей информацией:
- EB 58 90 – безусловный переход и сигнатура;
- 4D 53 44 4F 53 35 2E 30 MSDOS5.0;
- 00 02 – количество байт в секторе (обычно 512);
- 1 байт – количество секторов в кластере;
- 2 байта – количество резервных секторов.
Кроме того, загрузочный сектор содержит следующую важную информацию:
- 0x10 (1 байт) – количество таблиц FAT (обычно 2);
- 0x20 (4 байта) – количество секторов на диске;
- 0x2С (4 байта) – номер кластера корневого каталога;
- 0x47 (11 байт) – метка тома;
- 0x1FE (2 байта) – сигнатура загрузочного сектора (55 AA ).
Сектор информации файловой системы содержит:
- 0x00 (4 байта) – сигнатура (52 52 61 41 );
- 0x1E4 (4 байта) – сигнатура (72 72 41 61 );
- 0x1E8 (4 байта) – количество свободных кластеров, -1 если не известно;
- 0x1EС (4 байта) – номер последнего записанного кластера;
- 0x1FE (2 байта) – сигнатура (55 AA ).
Таблица FAT содержит информацию о состоянии каждого кластера на диске. Младшие 2 байт таблицы FAT хранят F8 FF FF 0F FF FF FF FF (что соответствует состоянию кластеров 0 и 1, физически отсутствующих). Далее состояние каждого кластера содержит номер кластера, в котором продолжается текущий файл или следующую информацию:
- 00 00 00 00 – кластер свободен;
- FF FF FF 0F – конец текущего файла.
- 8 байт – имя файла;
- 3 байта – расширение файла;
Корневой каталог содержит набор 32-битных записей информации о каждом файле, содержащих следующую информацию:
В случае работы с длинными именами файлов (включая русские имена) кодировка имени файла производится в системе кодировки UTF-16. При этого для кодирования каждого символа отводится 2 байта. При этом имя файла записывается в виде следующей структуры:
- 1 байт последовательности;
- 10 байт содержат младшие 5 символов имени файла;
- 1 байт атрибут;
- 1 байт резервный;
- 1 байт – контрольная сумма имени DOS;
- 12 байт содержат младшие 3 символа имени файла;
- 2 байта – номер первого кластера;
- остальные символы длинного имени.
Работа с файлами в языке Си
Для программиста открытый файл представляется как последовательность считываемых или записываемых данных. При открытии файла с ним связывается поток ввода-вывода . Выводимая информация записывается в поток, вводимая информация считывается из потока.
Когда поток открывается для ввода-вывода, он связывается со стандартной структурой типа FILE , которая определена в stdio.h . Структура FILE содержит необходимую информацию о файле.
Открытие файла осуществляется с помощью функции fopen() , которая возвращает указатель на структуру типа FILE , который можно использовать для последующих операций с файлом.
FILE *fopen(name, type);
name – имя открываемого файла (включая путь),
type — указатель на строку символов, определяющих способ доступа к файлу:
- "r" - открыть файл для чтения (файл должен существовать);
- "w" - открыть пустой файл для записи; если файл существует, то его содержимое теряется;
- "a" - открыть файл для записи в конец (для добавления); файл создается, если он не существует;
- "r+" - открыть файл для чтения и записи (файл должен существовать);
- "w+" - открыть пустой файл для чтения и записи; если файл существует, то его содержимое теряется;
- "a+" - открыть файл для чтения и дополнения, если файл не существует, то он создаётся.
Возвращаемое значение — указатель на открытый поток. Если обнаружена ошибка, то возвращается значение NULL .
Функция fclose() закрывает поток или потоки, связанные с открытыми при помощи функции fopen() файлами. Закрываемый поток определяется аргументом функции fclose() .
Возвращаемое значение: значение 0, если поток успешно закрыт; константа EOF
, если произошла ошибка.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
#include
int
main() {
FILE *fp;
char
name = "my.txt"
;
if
((fp = fopen(name, "r"
)) == NULL
)
{
printf("Не удалось открыть файл"
);
getchar();
return
0;
}
// открыть файл удалось
... // требуемые действия над данными
fclose(fp);
getchar();
return
0;
}
Чтение символа из файла
:
char
fgetc(поток);
Аргументом функции является указатель на поток типа FILE . Функция возвращает код считанного символа. Если достигнут конец файла или возникла ошибка, возвращается константа EOF .
Запись символа в файл
:
fputc(символ,поток);
Аргументами функции являются символ и указатель на поток типа FILE . Функция возвращает код считанного символа.
Функции fscanf()
и fprintf()
аналогичны функциям scanf()
и printf()
, но работают с файлами данных, и имеют первый аргумент - указатель на файл.
fscanf(поток, "ФорматВвода"
, аргументы);
До этого при вводе-выводе данных мы работали со стандартными потоками - клавиатурой и монитором. Теперь рассмотрим, как в языке C реализовано получение данных из файлов и запись их туда. Перед тем как выполнять эти операции, надо открыть файл и получить доступ к нему.
В языке программирования C указатель на файл имеет тип FILE и его объявление выглядит так:
FILE *myfile;
С другой стороны, функция fopen() открывает файл по указанному в качестве первого аргумента адресу в режиме чтения ("r"), записи ("w") или добавления ("a") и возвращает в программу указатель на него. Поэтому процесс открытия файла и подключения его к программе выглядит примерно так:
myfile = fopen ("hello.txt", "r");
При чтении или записи данных в файл обращение к нему осуществляется посредством файлового указателя (в данном случае, myfile).
Если в силу тех или иных причин (нет файла по указанному адресу, запрещен доступ к нему) функция fopen() не может открыть файл, то она возвращает NULL. В реальных программах почти всегда обрабатывают ошибку открытия файла в ветке if , мы же далее опустим это.
Объявление функции fopen() содержится в заголовочном файле stdio.h, поэтому требуется его подключение. Также в stdio.h объявлен тип-структура FILE.
После того, как работа с файлом закончена, принято его закрывать, чтобы освободить буфер от данных и по другим причинам. Это особенно важно, если после работы с файлом программа продолжает выполняться. Разрыв связи между внешним файлом и указателем на него из программы выполняется с помощью функции fclose() . В качестве параметра ей передается указатель на файл:
fclose(myfile);
В программе может быть открыт не один файл. В таком случае каждый файл должен быть связан со своим файловым указателем. Однако если программа сначала работает с одним файлом, потом закрывает его, то указатель можно использовать для открытия второго файла.
Чтение из текстового файла и запись в него
fscanf()
Функция fscanf() аналогична по смыслу функции scanf() , но в отличии от нее осуществляет форматированный ввод из файла, а не стандартного потока ввода. Функция fscanf() принимает параметры: файловый указатель, строку формата, адреса областей памяти для записи данных:
fscanf (myfile, "%s%d", str, &a);
Возвращает количество удачно считанных данных или EOF. Пробелы, символы перехода на новую строку учитываются как разделители данных.
Допустим, у нас есть файл содержащий такое описание объектов:
Apples 10 23.4 bananas 5 25.0 bread 1 10.3
#include
В данном случае объявляется структура и массив структур. Каждая строка из файла соответствует одному элементу массива; элемент массива представляет собой структуру, содержащую строковое и два числовых поля. За одну итерацию цикл считывает одну строку. Когда встречается конец файла fscanf() возвращает значение EOF и цикл завершается.
fgets()
Функция fgets() аналогична функции gets() и осуществляет построчный ввод из файла. Один вызов fgets() позволят прочитать одну строку. При этом можно прочитать не всю строку, а лишь ее часть от начала. Параметры fgets() выглядят таким образом:
fgets (массив_символов, количество_считываемых_символов, указатель_на_файл)
Например:
fgets (str, 50, myfile)
Такой вызов функции прочитает из файла, связанного с указателем myfile, одну строку текста полностью, если ее длина меньше 50 символов с учетом символа "\n", который функция также сохранит в массиве. Последним (50-ым) элементом массива str будет символ "\0", добавленный fgets() . Если строка окажется длиннее, то функция прочитает 49 символов и в конце запишет "\0". В таком случае "\n" в считанной строке содержаться не будет.
#include
В этой программе в отличие от предыдущей данные считываются строка за строкой в массив arr. Когда считывается следующая строка, предыдущая теряется. Функция fgets() возвращает NULL в случае, если не может прочитать следующую строку.
getc() или fgetc()
Функция getc() или fgetc() (работает и то и другое) позволяет получить из файла очередной один символ.
while ((arr[ i] = fgetc (file) ) != EOF) { if (arr[ i] == "\n " ) { arr[ i] = "\0 " ; printf ("%s\n " , arr) ; i = 0 ; } else i++; } arr[ i] = "\0 " ; printf ("%s\n " , arr) ;
Приведенный в качестве примера код выводит данные из файла на экран.
Запись в текстовый файл
Также как и ввод, вывод в файл может быть различным.
- Форматированный вывод. Функция fprintf (файловый_указатель, строка_формата, переменные) .
- Посточный вывод. Функция fputs (строка, файловый_указатель) .
- Посимвольный вывод. Функция fputc() или putc(символ, файловый_указатель) .
Ниже приводятся примеры кода, в которых используются три способа вывода данных в файл.
Запись в каждую строку файла полей одной структуры:
file = fopen ("fprintf.txt" , "w" ) ; while (scanf ("%s%u%f" , shop[ i] .name , & (shop[ i] .qty ) , & (shop[ i] .price ) ) != EOF) { fprintf (file, "%s %u %.2f\n " , shop[ i] .name , shop[ i] .qty , shop[ i] .price ) ; i++; }
Построчный вывод в файл (fputs() , в отличие от puts() сама не помещает в конце строки "\n"):
while (gets (arr) != NULL) { fputs (arr, file) ; fputs ("\n " , file) ; }
Пример посимвольного вывода:
while ((i = getchar () ) != EOF) putc (i, file) ;
Чтение из двоичного файла и запись в него
С файлом можно работать не как с последовательностью символов, а как с последовательностью байтов. В принципе, с нетекстовыми файлами работать по-другому не возможно. Однако так можно читать и писать и в текстовые файлы. Преимущество такого способа доступа к файлу заключается в скорости чтения-записи: за одно обращение можно считать/записать существенный блок информации.
При открытии файла для двоичного доступа, вторым параметром функции fopen() является строка "rb" или "wb".
Тема о работе с двоичными файлами достаточно сложная, для ее изучения требуется отдельный урок. Здесь будут отмечены только особенности функций чтения-записи в файл, который рассматривается как поток байтов.
Функции fread() и fwrite() принимают в качестве параметров:
- адрес области памяти, куда данные записываются или откуда считываются,
- размер одного данного какого-либо типа,
- количество считываемых данных указанного размера,
- файловый указатель.
Эти функции возвращают количество успешно прочитанных или записанных данных. Т.е. можно "заказать" считывание 50 элементов данных, а получить только 10. Ошибки при этом не возникнет.
Пример использования функций fread() и fwrite() :
#include
Здесь осуществляется попытка чтения из первого файла 50-ти символов. В n сохраняется количество реально считанных символов. Значение n может быть равно 50 или меньше. Данные помещаются в строку. То же самое происходит со вторым файлом. Далее первая строка присоединяется ко второй, и данные сбрасываются в третий файл.
Решение задач
- Напишите программу, которая запрашивает у пользователя имя (адрес) текстового файла, далее открывает его и считает в нем количество символов и строк.
- Напишите программу, которая записывает в файл данные, полученные из другого файла и так или иначе измененные перед записью. Каждая строка данных, полученная из файла, должна помещаться в структуру.